05:27 Медитация: как успокоить мозг и расслабить тело | |
Молвят, все заболевания от нервов. Ученые предоставляют больше фактов, что всем болезням (не считая заразительных) - в том числе раковым заболеваниям - предшествует многолетнее нервное напряжение Сотки и тысячи псевдоученых пробуют выяснить, какие непосредственно негативные эмоции вызывают ту или иную болезнь (рак - от ненависти, простуда - от жалости к себе и т. д.). Во всех этих материалах можно копаться годами. А делать то что? Реклама в метро или в телеке указывает нам людей, которые активно строят свою внутреннюю гармонию. Они медитируют, сидя в позе лотоса, и улыбаются внутреннему непонятно чему. Возникает вопрос: почему эти странноватые граждане не сходят с разума от скуки и неподвижности? Ведь наш то мозг привык скакать от 1-го объекта к другому, как обезьяна с ветки на ветку. Узрели, рассмотрели, оценили, бросили. Бросили, потому что нам всегда кажется, что следующий объект будет лучше, красивее, дороже, сексуальнее и вообще будет непосредственно тем, что даст, в конце концов, нам долгожданное счастье. Бывает, естественно, что объекты нас развлекают, но проходит малость времени, и мы снова в поисках чего то нового. Обычно, результатом этой гонки и являются все те психоневрологические бяки, которые уничтожают наше здоровье и мешают жить. Стресс, короче. Бесконечный и непрерывный стресс. Горе от разума Хоть какой адекватномыслящий человек должен признать: мозг помогает решать насущные препядствия. Например, необходимо забить гвоздь. С помощью умственных усилий мы находим гвоздь, молоток, стену, нужное место в стене - и вот можно картину вешать. Но разум обладает очередной функцией: анализа отлично / плохо. «Этот гвоздь вбит на подходящем месте? Может, не надо было его забивать - стену испортил… Картина на нем дурацкая… или отлично? Что жена произнесет? А если заделывать дыру, то чем?» И этот монолог может длиться до бесконечности. Естественно, это утрированный вариант. Обычно, нас одолевают (и часто не дают заснуть) мысли более глобального порядка. При всем этом в течение нескольких секунд эти мысли могут поменять направление на 100 восемьдесят градусов: «Ненавижу эту работу! Сколько можно туда ходить?! Уволюсь! А чем я буду заниматься? На работе я чувствую свою необходимость. Я же им нужен! Меня там любят… Там здорово!» Знакомая ситуация? Есть народная мудрость «утро вечера мудренее» - лучше делать грозный выбор после сна, когда мозг спокоен и внутренний монолог (диалог, триалог - у кого как) не набрал обороты. Медитация позволяет «заткнуть» эту внутреннюю трепотню (вместо сна), а со временем натренировать разум не вступать в долгие дебаты с самим собой, чтоб не провоцировать ненужный стресс. Принципная подготовка Как сделать так, чтобы мозг успокоился? Как гладь озера. Чтобы мы могли хоть не достаточно разобраться, что же в нем все таки происходит. Ведь, когда на воде мощная рябь, ни отражения туч, ни разноцветных камушков на дне нам в такой воде не узреть. Все искажено до неузнаваемости. Итак, приступим… Так что же такое медитация? Медитация - это однонаправленно сконцентрированное внимание. Всё! Ни добавить, ни убавить. Когда вы вдеваете нить в иголку, ваше внимание собрано так, что восприятие всего остального прерывается. По мере того как наше тело расслабляется, дыхание замедляется, а когда дыхание успокаивается, мозг, соответственно, обретает собранность, сосредоточенность и гармонию.Что делать в процессе медитации Сначала две-три минуты посидите расслабленно, расслабьтесь и примите комфортабельную позу. Если опасаетесь, что кто то может вам позвонить, отключите телефон. На данный момент сядьте поудобнее. Если необходимо, обложитесь подушками. Можете сидеть и на стуле. Как! Поплавок, взгляд, внимание. Плюс свежий воздух и пение птиц. Лично я против охоты и рыбалки, но здесь нам просто нужен понятный пример. Или вязание спицами! Тоже отлично убаюкивает эмоции. И все дело в только однонаправленном внимании. Но что делать, если нет у нас ни озера, ни удочек? И вообще на дворе зима, а вязать мы не умеем… Во-первых, уединитесь и убедитесь, что в течение примерно 20 минут вас никто не побеспокоит. И в эти мгновения ваш разум отдыхает от тысячи вещей. Просто это мгновение очень коротко, мимолетно, чтобы это узреть. Или взять, к примеру, рыбалку. Успокаивает нервы, молвят. Единственное требование к вашей позе - это чтобы спина была прямой и ни на что не опиралась. Древние технологии На свете существует довольно существенное количество подвижников, полностью посвятивших себя самопознанию, исследованию на собственном опыте укрытых человеческих возможностей, также поиску ответов на такие грозные вопросы, как «В чем смысл жизни?» и «Что есть настоящее счастье?». Эти подвижники и разработали технологию медитации - последовательность действий, которые помогают обрести независимый от внешних обстоятельств источник счастья. Вопреки распространенному мнению, медитация - это практика не только буддизма. Различные техники медитации есть у индийских йогов, даосов и даже (а вы не знали?!) у христиан. Исихазм - древняя христианская практика непрерывной молитвы, которая нацелена на остановку внутреннего диалога (выключение всех-всех-всех мыслей) и воплощение истинной сердечной молитвы. Объект внимания - дыхание Мы на данный момент рассмотрим самый обыденный вариант медитации: концентрация на дыхании. Все просто: в течение долгого времени мы направляем внимание на поток дыхания, на череду вдохов и выдохов, и, как замечаем, что отвлекаемся, расслабленно возвращаем разум к сосредоточению на дыхании. По мере того как мы продолжаем практику, наше внимание становится более глубочайшим и устойчивым, а мозг меньше отвлекается и блуждает. Настойчиво возвращая внимание к дыханию, мы сможем почувствовать, как наши ранее рассеянные энергии собираются воедино. Это переживание единства мозга приносит исключительный духовный покой: мы чувствуем себя все более безмятежными, расслабленными, наш мозг проясняется. Вроде бы ничто не мешает нам сосредоточить мозг на любом другом предмете: ведь дыхание - только один из тысяч возможных объектов сосредоточения мозга. Например, можно сосредоточиться на небольшом вещественном объекте - спичечном коробке, черной точке или апельсине. Беда в том, что людей, не привыкших к приемам медитации, эта практика может просто раздражать или ввергать в собственного рода гипнотический транс. Дыхание в особенности прекрасно подходит в качестве предмета сосредоточения, потому что может надолго привлечь к себе наш интерес, в то же время позволяя сохранять некоторую подвижность, упругость разума. Эта подвижность мозга довольно принципна: ведь если допустить, чтобы внимание стало жестким и застывшим, можно утратить энергию и вдохновение. Дыхание как естественный внутренний процесс очень интересно. Оно дает очень явственные чувства, имеет определенный ритм и по самой своей природе способно увлечь нас своим мягким приятным движением. К тому же дыхание - довольно таинственная вещь: это дыхание жизни, то, от чего зависят все существа в каждый миг своей жизни. Может быть, непосредственно потому что дыхание - необходимое условие жизни, его характер тесно связан с нашим физическим и духовным состоянием. Когда мы чувственно возбуждены, дыхание ускоряется. В эти мгновения вы не замечаете ничего вокруг. Мир вокруг нас перестает существовать. Точнее, он ограничен объектом вашего внимания. В этот момент вы совершенно полноценно, но не осознанно медитируете. Дальше наша медитация должна пройти через Четыре шага.
Окончание медитации Умеренно окончите практику, когда будете к этому готовы: копотливо откройте глаза; до того как встать, некординально посидите расслабленно. Не вставайте очень поспешно, даже если почувствуете, что желаете немедленно приложить к чему то свою энергию. Это может нарушить достигнутое вами состояние покоя и сделать вас очень чувствительными в течение всего остального дня. Очень принципно, чтобы переход от практики медитации к каждодневной деятельности был плавным. Не включайтесь сходу в суету жизни, хотя бы несколько минут поделайте что нибудь не спеша. Поглядите в окно, некординально прогуляйтесь, приготовьте себе горячего чаю - сделайте то, что поможет вам понаблюдать за работой мозга и усвоить обретенный в медитации опыт, даже если во время практики, казалось бы, ничего особенного не вышло. В целом медитация оказывает на нас очень благотворное воздействие, и чем больше мы ценим ее за это, тем лучше. Осознав ценность медитации, вы измените отношение к практике и, ожидая лучших результатов, будете больше расположены к занятиям. Если вы начинаете практику с хорошим настроем, то она с большей вероятностью принесет вам удовлетворенность, и вы будете с нетерпением ждать следующего занятия. Практикуйте и наслаждайтесь! Да достигнут все живые существа счастья! Несколько советов по практике Переход от 1-го шага к другому. Без помощи других определять длительность каждого шага медитации бывает тяжело. Совершенно не обязательно, чтобы все этапы практики были стопроцентно равны по времени. Просто переходите с 1-го шага на другой, когда почувствуете, что готовы сделать это. Даже если по прошествии некоторого времени вам кажется, что вы не добились хотимого уровня сосредоточения на последующем шаге, переходите к следующему, пусть даже вы не на сто процентов к этому готовы. Временами, даже если вы испытываете трудности поначалу занятия, можно отыскать, что на последующих шагах сосредоточение становится более устойчивым. Вера в процесс внутреннего преображения. Довольно часто даже у опытных практиков медитации бывают периоды, когда они не могут сосчитать и 3-х циклов дыхания подряд не отвлекаясь. Поэтому проявите решительность: ведь это такое необычное переживание для всех нас! Помните, что медитация обращена к разуму в целом, что на подсознательном уровне происходят перемены. В такие периоды необходимо «довериться процессу». Лучше всего, если вы будете поддерживать контакт с тем, кто уже имеет опыт медитации, и обсуждать с ним ход практики. Даже если вы очень отвлекаетесь, обычно, оказывается, что после занятия медитацией состояние мозга улучшается. Занятия должны приносить удовлетворенность. Обратите внимание на два состояния: состояние сознания, в каком вы начинаете практику (оно может быть приятным и неприятным, зависимо от того, что происходит в вашей жизни в данное время), и состояние, которое будет результатом медитации. Например, если вы начинаете практику в состоянии последнего возбуждения, это вряд ли вызовет у вас приятные чувства, но попытка сосредоточить мозг на дыхании, скорее всего, вас успокоит и даже немедленно разрешит конфликт. Или же вы добьетесь улучшения умеренно, в течение нескольких занятий. Буддагхоша, «Традиционный комментарий» Камалашила, «Буддийская медитация. Путь прозрения и покоя» «Откровенные рассказы странника духовному собственному отцу», создатель неизвестен Материал предоставлен журналом «АИФ ПРО Здоровье» | |
|
Всего комментариев: 0 | |